Владивосток являлся
небольшой базой флота посреди безлюдных пространств. Только 13 и 20 апреля 1883
года сюда из Одессы прибыли два первых пассажирских парохода «Россия» и «Петербург», на борту которых находились 1504 крестьянина- переселенца из
Черниговской губернии. Ими на юге Приморья были основаны первые девять сел.
Именно с 1883 года заработал
маршрут грузопассажирских пароходов из Одессы во Владивосток. До завершения
строительства транссибирской железнодорожной магистрали оставалось еще 20 лет.
И долгий, на два месяца, маршрут из Одессы, через Бофор и Суэцкий канал, мимо
Индии, Китая, Кореи и Японии во Владивосток оставался куда более быстрым, легким
и дешевым, чем девять тысяч верст грунтового Сибирского тракта и забайкальского
бездорожья.
Одесса долгое время была главным
связующим звеном с русским Дальним Востоком. Поэтому не удивительно, что среди
переселенцев преобладали выходцы с Украины. В дальние края переселялись прежде
всего безземельные крестьяне. Ближайшими к Одессе губерниями с наибольшим
«аграрным перенаселением» были Черниговская и Полтавская. Именно они и дали
основной поток первых колонистов в далекое Приморье.
На Дальнем Востоке крестьянам
бесплатно предоставлялся 100-десятинный надел земли (109 га). Для сравнения, в
центральной России средний крестьянский надел составлял 3,3 десятины, а в
Черниговской губернии — 8 десятин. Но крестьянам из России было сложнее
добраться до Одессы, чем жителям сел из ближайших украинских губерний. К тому
же на Украине не существовало общинного землевладения, поэтому местным
крестьянам было легче продать свои индивидуальные наделы и отправиться в
дальний путь. Крестьяне же в российских губерниях этой возможности были лишены
вплоть до столыпинских агарных реформ.
Поэтому за первое десятилетие
российской колонизации Приморья, с 1883 по 1892 годы, выходцы с Украины
составили 89,2% всех переселенцев. Из них 74% — крестьяне из Черниговской
губернии, остальные — из Полтавской и Харьковской.
К началу XX века переселение
украинцев в Приморье приобретает еще более массовый характер. С 1892 по 1901
годы сюда приехало свыше 40 тысяч украинских крестьян, которые составили 91,8%
всех колонистов Приморья. Усилению такой миграции способствовал голод,
охвативший северные губернии Украины в 1891—1892 годах.
В 1903 году заработала
Транссибирская железная дорога, соединившая центральную Россию с Дальним
Востоком. Это открыло новый этап заселения Приморья и разделило все населения
края на «старожильческое» — тех, кто прибыл сюда на пароходах из Одессы, и
«новосёлов», приехавших уже по железной дороге.
К 1909 году «старожильческое»
население Приморской области начитывало 110 448 человек, из них украинцев
81,4%, русских — 9,5%, выходцев из белорусских губерний — 5,6%.
За последнее десятилетие перед
1917 годом в Приморье переселилось 167 547 человек. Но даже после создания
Транссиба и столыпинских агарных реформ, отменивших общинное землевладение в
российских губерниях, свыше 76% переселенцев составляли украинские крестьяне.
Из них почти треть переселенцев дала Черниговская губерния, пятую часть
Киевская и десятую — Полтавская.
Всего по данным статистики, с
1883 по 1916 годы в Приморье и Приамурье с Украины переселилось свыше 276 тысяч
человек, 57% всех переселенцев. Украинские крестьяне заселяли Юг Приморья и
Зейскую долину у Амура, которые по природе и ландшафту очень напоминали
лесостепные районы Черниговщины и Полтавщины. В более северных таежных районах
края они почти не селились.
В конце XIX столетия первыми
крестьянами, поселившимися в Приморье, стали выходцы из Черниговской и
Полтавской губерний. Накануне 1917 года украинские села окружали Владивосток,
переписи показывали в регионе 83% украинского населения. В годы революции и
Гражданской войны наряду с белыми, красными и разнообразными интервентами здесь
возникли и украинские части- «курени». Но после создания СССР все украинцы
Приморья быстро стали русскими.
Комментариев нет:
Отправить комментарий