Малочисленность
населения влияла на то, что все способное к военной службе несло таковую, а все
остающиеся дома прозябало под тяжестью натуральных повинностей. Но вот в
Хабаровске появляется барон Корф, который сразу заметил ненормальное положение
казачьего населения. Ряд мер свидетельствует о том, что этот государственный
муж не даром принял на себя звание войскового Атамана. Проект барона усилить
казачье населения за счет крестьян-переселенцев был разбит доводами «знатоков»
казачьего быта, почему казаки продолжали изнемогать под тяжестью повинностей.
Только в 1895 году наказной атаман генерал Унтербергер принял в войсковое
сословие несколько семей потомков запорожских казаков, положивших основание цветущему
ныне многолюдному украинскому поселку Павло-Федоровскому. С легкой руки
запорожцев потянулись переселенцы в казаки, причем в прошедшем году их
зачислилось свыше 4 000. После барона Корфа, генерал Духовской продолжал
вникать в нужды казачьего населения, и результатом изучения дела было решение,
что для 6000 душ не рационально было содержать войсковую администрацию, так как
расход этот, по сравнению с Войском Донским, выражается отношением шести к
одному. Новый войсковой Атаман, сознавая необходимость существования на границе
казачьего населения, исходатайствовал Высочайшее повеление об усилении Войска
переселенцами из Забайкальского, Донского, Оренбургского, Кубанского и Терского
казачьих Войск. Переселение началось с 1895 года и велось до войны с японцами
довольно энергично, так что в течение десятилетнего срока войсковое население
области увеличилось почти вдвое.
В 1897 году для
обеспечения охраны государственной границы на воде (по Амуру, Уссури и озеру
Ханка) была создана Амурско-Уссурийская казачья флотилия. На нее возлагались
задачи: обеспечить безопасность судоходства; защитить в случае необходимости
население, проживающее по левому берегу Амура и по правому берегу Уссури на
пограничных участках этих рек; вести наблюдение за обстановкой на сопредельной
стороне; поддерживать сообщение между поселениями: способствовать сбору казаков
в период обострения обстановки или объявления мобилизации.
В состав флотилии
вошли два парохода «Атаман» и «Казак Уссурийский», две баржи «Лена» и «Булава»
и паровой катер «Дозорный». Экипажи формировались казаками и вольнонаемными
моряками. Суда для флотилии были приобретены на деньги из казачьего фонда.
Амурское и Уссурийское казачьи войска являлись пограничными войсками и четко
исполняли свои обязанности на полном самообеспечении.
Начиная с 1895 года в
Войсках, назначенных для переселения, началась активная агитация среди казаков.
В Оренбургском Войске эта кампания проходила под непосредственным руководством
губернатора и Наказного Атамана Оренбургского казачьего Войска Владимира
Ивановича Ершова.
Ему пришлось преодолевать последствия жестокого голода, связанного с неурожаем 1891 года, создавать неприкосновенные хлебные запасы, прилагать значительные усилия для налаживания хозяйственной деятельности в губернии в условиях земского самоуправления — что было совсем непросто. Ершов понимал, что для многих казачьих семей, пострадавших от неурожая, переселение на Дальний Восток — единственное спасение. Желающих сразу выявилось очень много — однако отбирали в основном семейных и «благонравного поведения».
Ему пришлось преодолевать последствия жестокого голода, связанного с неурожаем 1891 года, создавать неприкосновенные хлебные запасы, прилагать значительные усилия для налаживания хозяйственной деятельности в губернии в условиях земского самоуправления — что было совсем непросто. Ершов понимал, что для многих казачьих семей, пострадавших от неурожая, переселение на Дальний Восток — единственное спасение. Желающих сразу выявилось очень много — однако отбирали в основном семейных и «благонравного поведения».
После оформления всех
необходимых документов отобранные семьи исключались из списков Войска,
грузились за казенный счет на поезд и через Самару — Царицын — Воронеж —
Харьков следовали в Одессу — где проходили карантин и ожидали погрузки на
пароходы. Им предстоял более чем двухмесячный путь через два океана и новая
жизнь в совершенно неведомом краю. Генерал Унтербергер приводит интереснейшие
данные из Закона от 3 июня 1894 года о заселении пограничной полосы
Приамурского края, прилегающей к Сибирской железной дороге.
Казакам определялось:
1) семьям Донского и Оренбургского казачьих Войск, переселившимся в Приморскую
область, отводятся в пределах округи Уссурийского казачьего Войска земельные
наделы, на точном основании Закона 21 апреля 1869 о поземельном устройстве в
казачьих Войсках; 2) переселившиеся освобождаются от земских повинностей на три
года со времени водворения их в округе, а в тех случаях, когда это будет
признано со стороны Войскового Атамана возможным, они освобождаются на один год
с того же времени и от станичных повинностей; 3) казаки, входящие в состав
переселившихся семей, освобождаются в течение пяти лет со дня их водворения от
службы в первоочередных частях. Те из означенных казаков, кои, со времени
переселения их семей, будут уже находиться в означенных частях, освобождаются
от оной. Все переселившиеся казаки, принадлежащие по возрасту к первой очереди,
отбывают ежегодно учебные сборы.
Первые денежные суммы
на переселение были выделены Комитетом Сибирской железной дороги. Средства шли
на перевозку семей и их груза, кормовое довольствие, годовой провиант и ссуду в
600 рублей, каждой семье на обзаведение, с выделением из этой суммы в
безвозвратное пособие по 50 рублей на лошадь каждому строевому казаку, вне
зависимости числа их в семье. Переселение каждой семьи обходилось казне около
700 рублей, не считая ссуды.
По прибытии во
Владивосток казаки размещались в переселенческих бараках на Эгершельде. Сразу
же отправлялись выборщики искать место для посёлка. Однако подходили к выбору
земли разные казаки по-разному: изголодавшиеся оренбуржцы искали прежде всего
пахотные земли, стремясь их распахать даже до строительства жилья. Они хорошо
помнили недавний голод. Донцы стремились поселиться в местах, более выгодных
для торговли, поближе к границе или железной дороге.
Основанные теми,
первыми переселенцами поселки и станицы до сих пор стоят на нашей земле:
поселки Оренбургский, Сальский, Муравьев-Амурский, Медведицкий,
Ново-Качалинский, станица Донская. В благодарность Оренбургскому Атаману Ершову
его избрали почетным стариком Оренбургского поселка Уссурийского казачьего
Войска.
Комментариев нет:
Отправить комментарий