По
прибытии во Владивосток семьи казаков были размещены в переселенческих бараках
неподалеку от порта, в местечке под названием Эгершельд. Заботы о водворении
переселенцев возлагались на начальника округи Уссурийского казачьего войска и
назначенных к нему в помощь 4-х обер-офицеров. С целью выбора места переселенцы
выбирали ходоков (1 на 10 семей), которых встречали участковые начальники,
дававшие указания к осмотру.
Переселенцами
прибывшими на пароходе «Москва» избрано 14 ходоков, которые и отправились 30
апреля из Владивостока для осмотра и выбора места водворения в Полтавском
станичном округе, по р. Сунгач и в верховьях р. Уссури, до железнодорожной станции Иман.
От
переселенцев, прибывших на пароходе «Тамбов», отправлено из Владивостока, 12
мая, 12 ходоков, для выбора места по р. Уссури.
Первыми
сделан выбор мест через своих ходоков – Оренбургскими казаками, в числе 35
семей; 19 мая они были отправлены из Владивостока для поселения в поселок
Барановский; перевезены до ст. Никольской по железной дороге, а оттуда далее на
подводах.
Выбранные
участки закреплялись за первыми о них заявившими. Непосредственно перед
отправкой к месту водворения переселенцы получали безвозвратные денежные
пособия на покупку продовольствия в течение года (Донские переселенцы по 164 р.
94 к. на каждую семью, Оренбургские – 149 р. 66 к.) и на приобретение строевого
коня (Донские и Оренбургские переселенцы по 50 р.), а также ссуду на
домоустройство в размере 550 р., подлежащую возврату в течение 33 лет.
Поселки
образовывались рядом с важными железнодорожными объектами, станциями, мостами.
Всего из Владивостока отправлено
было для водворения на местах: 172 донских и 50 оренбургских семей: итого 222.
Оренбургские переселенцы разместились порядливо и спокойно, с готовностью
трудом устроить своё новое хозяйство и дружно принялись за работу. Из донцов в
таких же условиях оказалась лишь часть.
В 1896
году, продолжалось переселение казаков; в этом году признано достаточным
ограничиться переселением из донского и оренбургского войск 100 семей, по 50 от
каждого.
Первая партия, в числе 382 душ оренбургцев,
отправлена из Одессы 1 мая на пароходе добровольного флота «Владимир» и прибыла во Владивосток 16 июня 1896 г.
Вторая партия, в числе 590 донцов и
45 оренбургцев, отправлена из Одессы на пароходе «Воронеж» 22 мая и прибыла во
Владивосток 10 июля.
19 июня были отправлены ходоки от
партии оренбургцев, прибывших на параходе «Владимир», а 16 июля переселенцы уже
выступили в выбранные их ходоками места и водворились в следующих посёлках: 17
– в посёлке Константиновском, 23 – в поселке Богуславском, 9 в посёлке
Полтавском.
По
плану дальнейшего переселения казаков в Уссурийское войско, за уменьшением
кредита на переселение, в 1897 году назначено лишь 134 семьи, в коих 84 из
войска донского и 50 из оренбургского. Отправленные с места, с соблюдением условий
предыдущих лет, семьи эти были посажены в Одессе на пароход добровольного флота
«Воронеж», вышедший из Одессы 8 мая, в числе 467 душ оренбургского войска; на
пароходе «Саратов» вышедшем из Одессы 2 июня отправлено 3 души оренбургских и 7
душ донских, и на пароходе «Тамбов» вышедшем 15 июля – 226 душ донских казаков.
Переселенцы, прибывшие в 1 эшелоне,
на выбор высланными от их ходоками мест водворения, отправлены:
28 июля Оренбургцы: в Оренбургский пос. -17 семей, в Графский - 2 семьи, в Константиновский - 8 семей.
Всего в 1895, 1896 и 1897 гг.
переселено в пределы приамурского военного округа казаков:
Донского войска - 317 семей 2669 душ обоего пола
Оренбургского войска –
150 семей 1247 душ обоего пола
Забайкальского - 61 семей 491 душ обоего пола
Всего
- 528 семей 4407 душ обоего пола
Государственная
программа переселения казаков на Дальний Восток началась в 1895 году и длилась
более десять лет. До 1900 года новое место жительства обрели 5419 человек из
Оренбургского, Донского и Забайкальского казачьих войск.
Казачья
колонизация на Дальнем Востоке имела свои особенности: выделялись три потока
переселения казачьих семей.
Первое
казачье переселение осуществилось в 1855 - 1862 годах принудительным способом.
Оно преследовало две цели: основную - заселение и хозяйственное освоение новых
территорий по Амуру и Уссури, обеспечение их обороны от азиатских соседей;
дополнительную - увеличение численности казачьего населения, образование нового
казачьего войска.
Основная
цель реализовалась за счет переселения на Амур и Уссури семей забайкальских
казаков, дополнительная - за счет вливания в Забайкальское войско штрафованных
солдат из европейской части страны, а также крестьян и бурят. Штрафованные
нижние чины в количестве 2,5 тыс. человек пополнили Амурское казачье войско.
Второе
казачье переселение осуществилось в 1879 году, когда половина казачьего
населения, проживающего на Уссури, переселилось в Южно-Уссурийский край и разместилось
на границе с Китаем.
В 1895
году началось третье казачье переселение, которое отличалось от прежних
составом переселяющихся. На этот раз переселенцами в Приморье были казачьи
семьи из Донского, Кубанского, Терского, Оренбургского, Забайкальского,
Уральского войск. Казаки обеспечивали охрану территории вдоль строящегося
полотна железной дороги.
Прибывающие
в новый край казаки – донцы, оренбургцы, кубанцы, терцы, уральцы находились в
более выгодных условиях, чем казаки – забайкальцы первого этапа заселения.
Таким
образом, во второй половине XIX века на восточной окраине сформировались
Забайкальское, Амурское и Уссурийское казачьи войска. Казаки явились одними из
первых исследователей края. Они были земледельцами. ремесленниками и первыми
пограничниками на восточных российских рубежах.
Формирование
дальневосточного казачества отличалось от подобного процесса на Украине, Дону и
в других местах Европейской России. Здесь не сложилось вольных общин, основным
ядром казачества явилась служилая, а не вольная часть казаков.
В 1908
году на Дальнем Востоке проживало 7 тыс. казачьих семей.
Амурские
и Уссурийские казаки – это своеобразная локальная этнографическая группа
восточнославянских народов (русские, украинцы). Основу их самобытной культуры
составляют именно славянские традиции, но особенности жизни служилого сословия
в суровых условиях приграничья в новом краю, постоянные контакты с
представителями разных народов сформировали совершенно новый, неповторимый
вариант казачьей культуры Дальнего Востока. Его уникальность проявляется в
элементах и материальной, и духовной культуры.
Основой
традиционного питания восточнославянских народов являются зерновые продукты.
Именно они входили в качестве основного или существенного дополнительного
компонента в большую часть всевозможных блюд и у наших дальневосточных казаков.
Из обжаренной муки на молоке, масле или воде делались различного рода затирухи.
В байдаре раньше казаки чай затуран варили. Муку в сковороде пережигают, потом
в чай кладут, он как суп получается. Без этого напитка амурский казак не мыслим, он у них имеется
всегда в котле наготове; это его любимая пища, а иногда у бедных и
единственная. Блюда из заварной и паренной муки были калорийны, давали высокую
насыщаемость, быстро готовились. Варили казаки и традиционные каши из разных
круп, которые выращивали сами и которые традиционно готовились везде на Руси:
пшенную, гречневую, ячневую. Но тесные бытовые контакты с китайскими соседями
дополняли повседневный рацион казачьей семьи кашами из таких круп, как буда
(вид просо), гаолян (напоминавшее гречку), чумизу, а также рис, который казаки
умели варить особым образом и использовали вместо хлеба. Широко были
использованы изделия из теста. К праздникам казачки много пекли, например,
вывертушки – печенье или хворост. К Пасхе готовили обязательно «бабу рогату» -
ритуальный кулич. Особенным напитком для старожильческой группы амурских и
уссурийских казаков был гуранский чай или сливан.
В
одежде казачьего населения наибольший интерес представляет женский и мужской костюм
из меха и кожи животных. Обработку кожи и меха осуществляли в домашних условиях
силами своей семьи. Распостраненной среди амурских и уссурийских казаков была
«доха» - зимняя одежда. Эта шуба была незаменима в пути во время жестоких
сибирских морозов с сильным ветром.
Своеобразна
праздничная культура амурских и уссурийских казаков. Самым веселым праздником
были зимние святки. Главными эпизодами святочных мероприятий являлись ворожба и
маскарады. Девушки обычно гадали, желая узнать о суженном, свадьбе, своей
женской доле и т.п. Любимым развлечением казачьей молодежи во время святок были
«игранчики» - особые игры, танцы, сопровождавшиеся песнями. Любили казаки Масленицу. В этот праздник в
обычае было навещать родственников, соседей, готовить праздничные блюда,
кататься на санях с горок. Особенно распространённым у казаков было катание на
тройках, а молодежь (зачастую и девушки) предпочитала разъезжать верхом.
Популярна была среди старожилов-амурцев масленичная игра «взятие снежного
города». Обязательно устраивались призовые бега (скачки). Весной с приходом
Пасхи за околицей сооружали качели, там же устраивались игры «в разлуку», «в
воротца», «в веревочку» и т.п., пели песни. Обязательно в станицах устраивались
скачки и джигитовка для казаков: юноша (казак-малолеток) имел возможность
продемонстрировать свою ловкость, силу, умение общаться с оружием. Казаки
стремились просватать невесту до выхода на службу, но девушки предпочитали
женихов, отслуживших первую очередь. С октября после завершения полевых работ,
в длинные осенние вечера девушки и парни устраивали посиделки-вечерки. На
вечерках пели, танцевали, играли в игры.
Заселяя
приграничные земли Приморья и Приамурья, казаки из разных губерний огромной
России принесли на Дальний Восток свои обычаи и обряды.
Комментариев нет:
Отправить комментарий